Теории эмоциональных состояний
1. Рефлекторная или периферическая теория Джеймса. Сущность этой теории заключается в том, что возбуждение, возникающее в определенных центрах при эмоциональном состоянии, вызывает соответствующие изменения в различных периферических органах, что вызывает определенные ощущения, характерные для данного эмоционального состояния.
2. Теория Барда. Автор этой теории связывает эмоциональные состояния с изменением в соответствующих нервных центрах, основная роль которых придается промежуточному мозгу.
3. Теория Кеннона. Она рассматривает эмоции как своеобразную адаптационную реакцию со всеми характерными для этого состояния изменениями в организме. При этом основное значение придается адренэргической системе. Из этой теории следует, что эмоция необходима для сохранения целостности организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Биологическая теория П. К. Анохина. Согласно этой теории эмоции рассматриваются с позиции функциональных систем. По мнению П. К. Анохина, эмоция начинается с афферентного синтеза и заканчивается оценкой результата, который концентрируется в акцепторе действия. Согласно этой теории, стимулы, организующие эмоциональное состояние, адресуются определенным центральным структурам, которые изменяют деятельность внутренних органов. От этих периферических органов поступают импульсы в соответствующие центры, в которых формируется интегрированное возбуждение. Центры, в свою очередь, формируют импульсацию к мышцам, сосудам, сердцу, органам дыхания и др., вызывая изменение их функционального состояния, что и определяет характер эмоции. Эмоции по П. К. .Анохину – это результат встречи исходного возбуждения в ЦНС и потока вторичных афферентных импульсов от внутренних органов в нервные центры.
5. Информационная теория Симонова. Согласно этой теории эмоция возникает как следствие особого взаимоотношения между наличной и требуемой информацией, которая имеет место при выполнении определенной потребности. Причем, если наличная информация больше требуемой, то возникает положительная эмоция, если меньше - отрицательная, так как потребность не выполняется. “Во всех случаях, когда наблюдается отрицательная эмоция, цель потребности не совпадает с полученным результатом" (Симонов). Если же наличная информация отвечает требуемой - эмоция не развивается. Автор информационной теории предлагает использовать формулу эмоционального состояния: Э=П*(Ин - Ит), где П - потребность, Ин - информация наличная, Ит - информация требуемая.
6. Теория Г. И. Косицкого. Автор этой теории эмоций считает, что для выполнения потребности (цели) недостаточно одной информации, для этого необходимы еще время и энергия. Поэтому в формулу Симонова вводятся эти параметры: СН=П*(Ин*Эн*Вн – Ис*Эс*Вс), где Сн - степень напряжения, П - потребность (цель), Ин - информация необходимая, Эн - энергия необходимая, Вн - время необходимое, Ис - информация существующая, Эс - энергия существующая, Вс - время существующее. По Косицкому различают четыре степени напряжения: I) первая стадия – стадия повышенной работоспособности - характеризуется повышенной работоспособностью, увеличением функции многих органов и систем, обеспечивающих удовлетворение потребности (положительная эмоция); II) вторая стадия – стеническая стадия - это стадия мобилизация сил и средств для выполнения потребности, имеющихся сил и средств недостаточно, что приводит к развитию стенической отрицательной эмоции (гнев, негодование и др.); III) третья стадия – астеническая стадия – развивается как следствие дефицита информации, энергии и времени (страх, ужас). В этом случае наступает резкое снижение работоспособности и энергетических трат (подкашиваются ноги, опускаются руки и т.д.); IV) четвертая – невротическая стадия - приводит в случае ее наступления к развитию невроза.
Физиологическую основу эмоций высших животных и человека представляет деятельность специализированного нервного аппарата, который компенсирует, по Симонову, дефицит информации для организации действия по удовлетворению существующей потребности. В этот нервный аппарат входят многочисленные нервные структуры, из которых основное значение имеет лимбическая система и особенно, гипоталамическая область, а также ретикулярная формация среднего мозга, теменно-височно-затылочная и лобная кора головного мозга. Доказать участие различных отделов ЦНС в эмоциональных реакциях не представляет труда, для этого животным вживляются в определенные структуры мозга электроды, через которые производят электрическую стимуляцию.
Показано, что при раздражении гипоталамуса наблюдаются такие состояния как страх, ярость и др. В гипоталамусе крыс давно обнаружен центр удовольствия. Показано, что разные отделы гипоталамуса вызывают у животных разные по характеру эмоциональные состояния: электрическое раздражение дорсальной части гипоталамуса вызывает реакцию бегства, в то время как вентральной - нападение. У человека электрическое воздействие на передний и задний гипоталамус сопровождается яростью и тревогой.
Однако формирование эмоций не ограничивается только областью гипоталамуса. Определенное значение имеют в этом и другие структуры мозга: миндалина, гиппокамп, перегородка и отдельные области коры головного мозга (лобная, височная). Так, у человека раздражение миндалины вызывает чувство страха, гнев, ярость; перегородки и такие как наслаждение, подъем настроения, половое возбуждение и др. По данным многих авторов, гиппокамп выступает в качестве связующего звена между всеми отделами мозга, принимающими участие в формировании эмоциональных состояний.
Особое значение в развитии эмоциональных состояний имеют отдельные области коры головного мозга, которым приписывается участие в формировании высших и сложных форм эмоциональной деятельности. Кроме того, кора головного мозга принимает участие в регуляции эмоций имеет корригирующее значение. Известно, что в какой-то степени своей волей человек может тормозить эмоциональные проявления.
Нервный аппарат, организующий эмоции, как известно, изменяет деятельность многочисленных внутренних органов и систем через возбуждение вегетативных центров. Специально проведенные исследования свидетельствуют о том, что симпатические и парасимпатические отделы ЦНС обуславливают в какой-то степени специфичность эмоционального поведения. Предполагалось, что все отрицательные эмоции связаны с симпатическим отделом, положительные - с парасимпатическим. Однако, более поздние исследования показали, что в формировании как отрицательных, так и положительных эмоций, принимают обязательное участие оба отдела вегетативной нервной системы.
Известную роль в развитии эмоционального состояния играет гуморально-гормональное звено, представленное гуморальными веществами, к которым относятся, прежде всего, катехоламины и серотонин. Результаты большинства исследований свидетельствуют, что адреналин связан с формированием таких эмоциональных состояний как тревога, страх, избегание; норадреналин – с агрессией (нападением), яростью, гневом. Установлено, что если катехоламины усиливают агрессивность животных, то серотонин снимает эту реакцию. Показано, в частности, что у спортсменов при тревожном состоянии и неуверенности в крови обнаруживается много катехоламинов. При успешном же и уверенном выступлении этих веществ в крови обнаруживается гораздо меньше. Давно высказывалось предположение, что отрицательные эмоции связаны с накоплением в крови и нервных структурах катехоламинов, положительные эмоции – с накоплением серотонина. Определенное значение в формировании эмоций играют также холинэргические структуры нервной системы, которые, по данным ряда авторов, запускают развитие эмоций.
Известное значение в механизме эмоциональных состояний имеет гипофизарно-надпочечниковая система.
Как известно, при развитии эмоциональных состояний происходят изменения функций многочисленных органов и систем организма, которые в равной степени касаются соматической и вегетативной сферы. В соматической сфере наблюдаются двигательные реакции типа избегания или нападения, дрожания, жестикуляции, изменения мимики, голоса и др. Особенно большие изменения наблюдаются в вегетативной сфере и, прежде всего, в сердечно-сосудистой системе как наиболее лабильной к действию различных раздражителей, при этом наблюдается возрастание частоты сокращений сердца, увеличивается систолический выброс и минутный объем кровообращения. Имеют место приступы стенокардии, инфаркт миокарда, заметно повышается артериальное давление и др. Усиливается деятельность дыхательной системы, что сопровождается увеличением частоты и глубины дыхательных движений. Заметно меняется функция пищеварительной системы, что проявляется угнетением секреции и усилением моторики. В крови изменяется количество клеток, увеличивается концентрация глюкозы, повышается температура, нарушается обмен веществ и энергии и др. Значительные нарушения наблюдаются и в ЦНС (изменяется условнорефлекторная деятельность, наблюдается изменение электрической активности и др.).
Естественно, что социальная жизнь человека делает более сложными и насыщенными эмоциональные реакции, которые по своей интенсивности не идут ни в какое сравнение с эмоциями животных. В условиях научно-технического прогресса заметно возрастает умственный компонент работы, что увеличивает эмоциональное напряжение. В эмоциональных состояниях человека особенно роль играют социальные факторы: трудовая деятельность, общественные отношения, интеллект и другие. Отсюда вытекает специфическая особенность эмоциональных состояний человека, связанная с социальной и психической средой, уровнем интеллекта и культуры.