группа крови диета
 

Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



Высшая нервная деятельность - Учение о сигнальных системах

Article Index
Высшая нервная деятельность
Высшие формы психической деятельности
Врожденные формы деятельности
Приобретенная условнорефлекторная деятельность
ориентировочный рефлекс
Процессы долговременной памяти
Динамика условнорефлекторной деятельности
Аналитическая деятельность
Учение о сигнальных системах
Типы ВНД
Структура поведенческого акта
Мотивации и эмоции
Теории эмоциональных состояний
Значение эмоций
Физиология сна
Виды сна
Теории сна
All Pages

Учение о сигнальных системах


Учение о сигнальных системах было создано И. П. Павловым. Общим свойством ВНД для животных и человека является синтез и анализ непосредственных конкретных сигналов (предметов, явлений и др.), поступающих из окружающей среды, что представляет собой первую сигнальную систему (сигналы действительности). Конкретные сигналы через соответствующие специфические рецепторы и структуры адресуются определенным структурам мозга, в том числе, обязательно корковым центрам.

Первая сигнальная система является общей для животных и человека. У человека же, в отличие от животного, имеется вторая сигнальная система, связанная со словесными раздражителями и речью (слова – это сигналы сигналов). Слова как система сигналов состоит из набора многочисленных слов, которые человек видит (при чтении) или слышит. Импульсы второй сигнальной системы адресуются соответствующим специфическим центрам второй сигнальной системы, расположенным в коре головного мозга.

Вторая сигнальная система имеет свою сложную эволюцию, носит социальный характер, так как связана с общественно-трудовой деятельностью человека. Именно в процессе трудовой деятельности появилась необходимость общения между людьми, средством которого и явилась вторая сигнальная система. И. П. Павлов говорил, что вторая сигнальная система представляет собой чрезвычайную прибавку к ВНД человека, это наше лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое. Слово, хотя и является реальным раздражителем для человека, принципиально отличается от раздражителя первой сигнальной системы тем, что в нем отражаются не только конкретные, а наиболее существенные основные его свойства, которые носят обобщенный и абстрагированный характер.

Как известно, на любое слово у животного можно выработать условный рефлекс, причем в основе этого сложного нейрофизиологического процесса лежат те же самые закономерности, какие имеют место при образовании любого условного рефлекса: формирование временных связей в результате иррадиации процесса возбуждения из первой сигнальной системы на вторую. Однако, для животного слово является просто звуковым раздражителем, в то время как человек в результате абстрактного мышления вкладывает в слово определенный смысл.

Следует помнить, что слово воспроизводит не только сигнал условного раздражителя, но и в одинаковой степени, безусловного: если человеку говорить, что ему сейчас будет больно, то у него изменится деятельность некоторых внутренних органов. Отсюда, под первой сигнальной системой следует понимать функцию мозга, обуславливающую превращение непосредственного раздражителя в сигналы различных видов деятельности организма. Под второй сигнальной системой следует понимать функцию мозга, обуславливающую различные виды деятельности организма на словесные символы.

Первая и вторая сигнальные системы постоянно взаимодействуют между собой. Принято считать, что вторая сигнальная система формируется на базе первой. Первая сигнальная система по отношению ко второй является проводником действительности (И. П. Павлов). Отсюда, объем и качество второй сигнальной системы определяется такими же параметрами первой сигнальной системы. Однако, как только сформируется вторая сигнальная система, она начинает выступать по отношению к первой в роли высшего регулятора.

Доказательством этого являются:

1) Ориентировка в окружающей среде у человека происходит через образование обобщенных понятий, через мышление и слова, связанные с ним.

2) Эксперименты свидетельствуют, что на подачу слова, обозначающего действие определенного безусловного раздражителя, возникает реакция организма более сильная, чем на непосредственное действие этого раздражителя. В большинстве случаев у человека наблюдается динамическое равновесие между первой и второй сигнальными системами, обусловливающие адекватное реагирование организма на различные раздражители социального и биологического характера. Однако, часто встречаются и отклонения в этом динамическом равновесии, когда у человека наблюдается преобладание одной системы над другой. Так, если первая сигнальная система превалирует над второй, формируется художественный тип человека, живущий преимущественно эмоциями и непосредственными жизненными впечатлениями. Поступки людей, руководствующихся главным образом чувствами, нередко непоследовательны и ненадежны. Они подчас могут быть отзывчивыми как на хорошее, так и на плохое, могут быть легко управляемыми со стороны. Из людей художественного типа чаще всего выходят прекрасные артисты, талантливые художники и поэты, хорошие композиторы и т.д. Если же преобладает вторая сигнальная система над первой, то в этом случае формируются люди мыслительного типа, воспринимающие мир несколько абстрактно. Представители мыслительного типа обычно логичны в своих поступках, но черствы и эгоистичны. Окружающую среду воспринимают сухо и схематично. такие люди трудны в коллективе, так как будучи мало эмоциональны, часто не могут понять психологического состояния своих сослуживцев. Из людей мыслительного типа чаще всего выходят настоящие ученые.

Особенности высшей нервной деятельности человека:

1. Высшая нервная деятельность – это приобретенная условно-рефлекторная деятельность человека, по сравнению с животным, она несомненно более разнообразнее и богаче, что связано с образованием колоссального количества временных связей и их более сложными взаимоотношениями. Отсюда следует и значительно более сложные формы поведенческой деятельности человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

2. ВНД человека социально обусловлена. Практически каждый раздражитель, действующий на организм человека, социально преломляется, что обуславливает самые сложные формы приспособительной деятельности. Хотя за рубежом и существует наука “зоосоциальная психология”, тем не менее, в животном мире господствуют биологические законы, по которым в природе выживает сильный. Возьмем элементарный пример из жизни: праздничная демонстрация действует на представителей животного мира как обычный раздражитель окружающей среды, у человека происходит социальное преломление. Одни люди к ней относятся положительно, а другие враждебно (зависимости от их отношения к данной общественной формации).

3. Как было отмечено выше, у человека имеется вторая сигнальная система, которая усложняет его ВНД. Именно вторая сигнальная система позволяет человеку абстрактно мыслить с вытекающими отсюда сложными реакциями организма и поведенческой деятельностью в окружающей среде.

Функция речи

Речи приписывают три функции: коммуникативная, понятийная (познавательная) и регуляторная.

1. Коммуникативная функция речи рассматривается как средство общения между людьми с помощью языка. Подобная функция имеет место и у некоторых животных (говорящие обезьяны и др.).

2. Понятийная функция. Речь - это важнейшее средство познавательной деятельности, именно посредством речи производится обучение человека и усваивается им новая информация, поступающая от другого человека.

3. Регуляторная функция заключается в том, что под влиянием тех или иных слов меняется деятельность внутренних органов: она может усиливаться или ослабевать. Отсюда, слово является довольно сильным лечебным фактором.



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.