группа крови диета
 

Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



Основы медицинских знаний

Article Index
Основы медицинских знаний
Показатели индивидуального здоровья человека
Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке
Значение формирования, сохранения и укрепления здоровья в жизни человека
Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека
Основные понятия медицинской микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
Основные механизмы заражения
Особенности инфекционного процесса
Общая характеристика основных противоэпидемических мероприятий
Дезинсекция
Дератизация
Определение иммунитета, его виды
Понятие об иммунопрепаратах
Медико-педагогические аспекты полового воспитания детей и подростков
Сущность полового воспитания. Медицинский аспект цели и задач полового воспитания
Возрастные особенности полового воспитания детей дошкольного возраста
Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности подростков и медицинские проблемы полового воспитания
Медицинские аспекты вредных привычек
Психофизиологические механизмы формирования алкогольной зависимости
Особенности формирования наркоманической зависимости
Влияние никотина на нервную систему человека и формирование болезненного пристрастия к табаку
Понятие о стрессе и методах его профилактики. Школьные нервозы
Механизм развития общего адаптационного синдрома
Общая характеристика неврозов. Причины и риск развития невротических состояний
Основные причины появления неврастении
Специфические причины и факторы риска развития детских неврозов
All Pages
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Современные представления о здоровье человека

 

Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека.

Выдвижению проблемы здоровья человека в число самых приоритетных задач развития общества в последние годы способствовало резкое ухудшение демографической ситуации в стране, а также выраженные отрицательные тенденции в здоровье подрастающего поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи примерно около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, сохраняются тенденции роста по ряду заболеваний по таким формам как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства, аллергические заболевания. Вызывает тревогу увеличение числа детей, находящихся в состоянии болезненной алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости. И это не полный перечень проблем здоровья молодежи. Данные результаты указывают на низкий уровень гигиенической культуры подрастающего поколения, свидетельствуют о малой эффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания и просвещения. В связи с этим наипервейшей из задач, определенных в рамках реформы системы образования, должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них сознательного отношения к здоровью, ценностных ориентаций на здоровье и закрепление навыков здорового образа жизни.

Одно из важных условий прогресса общества – всестороннее развитие и совершенствование человека, которое немыслимо без сохранения и укрепления его здоровья. Еще древние утверждали, что - здоровье – это всё, но всё без здоровья это ничто!

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 году было предложено следующее определение здоровья: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие индивидуума, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Состояние здорового организма постоянно изменяется, он приспосабливается, адаптируется к условиям окружающей среды, следовательно, это состояние динамично. Данное свойство обеспечивает человеку максимальную продолжительность жизни и возможность полностью реализовать его духовные и социальные потребности.

Таким образом, категория здоровья рассматривается как комплексное и единое динамическое состояние, которое изначально закладывается на уроне генома, а затем реализуется в конкретных условиях жизнедеятельности человека (экологических, социальных, исторических и т.д.). Благодаря именно этому своему свойству и состоянию человек может осуществлять свои биологические, психологические и социальные функции и удовлетворять различные потребности.

Социальное здоровье следует понимать как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье отражает текущее состояние функциональных возможностей органов и систем органов. Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим духовным комфортом, обеспечивающим адекватным регуляцию поведения и определенное потребностями биологического и социального характера. Социальные и психологические аспекты определяют гармонические процессы развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой), и взаимоотношения с окружающими (адаптация в социуме). Поэтому возможно рассмотрение единого социально-психологического аспекта. Физическое здоровье можно рассматривать как результат совершенства саморегулирования и гармонии физиологических процессов, оптимальную адаптацию к окружающему миру.

Также нельзя забывать тот факт, что полное рассмотрение категории здоровья человека невозможно без учета индивидуальных, возрастных, экологических, социально-исторических и других аспектов. Так, например, в меняющихся условиях среды обитания происходит постоянная адаптация -различные нагрузки – физические, эмоциональные, социальные и т.д.). Это изменяет возможности человека, но при этом у индивидуума не отмечается никаких нарушений функционирования и жизнедеятельности.

Другим важным вопросом для современной науки является обоснование понятия болезни. Категория «болезнь» носит конкретный, осязаемый характер. Говоря о болезни, прежде всего, мы четко себе представляем определенную ситуацию, которая имеет особые причины возникновения, специфику проявления, стадии развития, распространение и т.п. Таким образом, болезнь представляется как конкретный патологический процесс (patoscтрадание). Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, оптимальную связь со средой и окружающим его социумом, общество также воспринимает этого человека как больного со всеми вытекающими последствиями (оплата больничных листов, изменение распорядка дня, предоставление социальных льгот и т.п.).

Между состояниями здоровья и болезни выделяют переходное состояние, названное еще древнегреческим врачом Галленом, третьим состоянием. Это состояние имеет свои специфические признаки и проявления. Из субъективных проявлений этого состояния следует отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной физической нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т. п.. Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к учащению пульса, неустойчивый уровень АД, похолодание конечностей и т.п. Границей перехода от состояния здоровья к третьему состоянию является тот уровень здоровья, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения, и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию патологических процессов. В качестве начала болезни принято считать появление признаков развивающегося патологического процесса, т.е. момент наступления или утраты способности к полноценному выполнению функций.



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.