Здоровье человека

Лечение, диагностика и профилактика

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Основы медицинских знаний - Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещения младших школьников

Смотрите так же...
Основы медицинских знаний
Показатели индивидуального здоровья человека
Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке
Значение формирования, сохранения и укрепления здоровья в жизни человека
Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека
Основные понятия медицинской микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
Основные механизмы заражения
Особенности инфекционного процесса
Общая характеристика основных противоэпидемических мероприятий
Дезинсекция
Дератизация
Определение иммунитета, его виды
Понятие об иммунопрепаратах
Медико-педагогические аспекты полового воспитания детей и подростков
Сущность полового воспитания. Медицинский аспект цели и задач полового воспитания
Возрастные особенности полового воспитания детей дошкольного возраста
Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности подростков и медицинские проблемы полового воспитания
Медицинские аспекты вредных привычек
Психофизиологические механизмы формирования алкогольной зависимости
Особенности формирования наркоманической зависимости
Влияние никотина на нервную систему человека и формирование болезненного пристрастия к табаку
Понятие о стрессе и методах его профилактики. Школьные нервозы
Механизм развития общего адаптационного синдрома
Общая характеристика неврозов. Причины и риск развития невротических состояний
Основные причины появления неврастении
Специфические причины и факторы риска развития детских неврозов
All Pages

 

Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещения младших школьников. Роль половой сегрегации в процессе формирования у младших школьников соответствующих типов полового поведения


Одной из особенностей младших школьников является их стремление к кооперации с людьми своего пола. Это явление получило название половой гомогенизации. Особенно ярко половые различия проявляются именно в этот период в возрасте 9-10 лет. По существу, это период второй половой идентификации, когда дети как бы примериваются ко взрослым половым ролям. Происходит это на фоне первых гормональных сдвигов, предшествующих пубертатному (подростковому) периоду.

Общение со сверстниками в этот период отмечено яркой сегрегацией т. е., мальчики и девочки разделяются на два отдельных лагеря, «измена» своему лагерю резко осуждается. Разнополая дружба редка и, как правило, скрывается от сверстников своего пола. Интересы резко поляризованы по полу. Собственное поведение со сверстниками другого пола оценивается в свете установок референтной однополой группы. Но мальчики и девочки не разделены глухой стеной. Проявляя себя в общении как носители существующих в представлении особенностей пола. Половая сегрегация совпадает со стремлением обратить на себя внимание нравящегося представителя другого пола и (или) утвердить себя как представителя своего пола не только в глазах однополых сверстников. Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. У мальчиков внимание к девочке внешне выражается агрессивно. Но для тех и других такое поведение свойственно лишь в групповом общении.

Половое просвещение в этом возрасте как часть воспитательных программ к сожалению носит эпизодический характер. А иногда и вообще практически не осуществляется, что чрезвычайно затрудняет воспитание. Хотя, именно в этом возрасте сведения о воспроизводстве человека могут быть оптимально восприняты и усвоены, получают адекватную эмоциональную окраску и нравственную интерпретацию, когда они преподносятся как часть знаний о воспроизводстве живого вообще. Необходимо на разных примерах познакомить детей с общими принципами полового размножения.

К сожалению, половое просвещение в данном возрасте чаще сводится только сообщением матерями девочкам о предстоящих менархе и то только примерно 57% матерей выполняют эту функцию. Мальчики практически не готовятся к восприятию функциональных признаков полового созревания, они, только около 12% мальчиков узнают о первых полюциях от своих родителей. Таким образом, основная масса детей этого возраста выпадает из-под воспитательного воздействия и подпадает под влияние как правило асоциальных элементов «улицы», т.е. более «опытных» сверстников или старших товарищей.

Тот факт, что дети часто оказываются объектами тайного совоспитания на улице и каждый ребенок рискует получить сведения о поле этим маложелательным путем, делает половое просвещение в младших классах не просто целесообразным, но и обязательным.

Не менее важно создать условия для полоролевой социализации детей. Этому поможет эмоциональный климат уроков труда, физкультуры, пения и ИЗО, внеклассных занятий и досуга.

Роль родителей также состоит в том, чтобы привлечь ребенка к реально ценным занятиям, соответствующим его склонностям и установкам маскулинности – фемининности. Для этого достаточно включить сына или дочь в круг семейных обязанностей.

Появляющееся у большинства детей в этом возрасте чувство красоты создает новые благоприятные возможности для воспитания. Было бы ошибочным разочаровывать, а тем более стыдить ребенка, любующегося тем или иным (пусть даже не привлекательным) человеком или зрелищем. Но очень важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Полезно попытаться показать ребенку высокое и духовное в человеке, то, как оно проявляется в поведении и поступках, как выражается в позе, жесте, мимике и т.д. Ни гипертрофирующее подчеркивание, ни игнорирование телесности при этом нежелательны.

Опыт показывает, что если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена связанными с полом стыдом и страхом, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью пубертатного периода мальчики и девочки преодолели при помощи родителей и воспитателей необходимые этапы психосексуальной дифференциации, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде неизбежными трудностей.

You are here: