Здоровье человека

Лечение, диагностика и профилактика

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Основы медицинских знаний - Медицинские аспекты вредных привычек

Смотрите так же...
Основы медицинских знаний
Показатели индивидуального здоровья человека
Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке
Значение формирования, сохранения и укрепления здоровья в жизни человека
Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека
Основные понятия медицинской микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
Основные механизмы заражения
Особенности инфекционного процесса
Общая характеристика основных противоэпидемических мероприятий
Дезинсекция
Дератизация
Определение иммунитета, его виды
Понятие об иммунопрепаратах
Медико-педагогические аспекты полового воспитания детей и подростков
Сущность полового воспитания. Медицинский аспект цели и задач полового воспитания
Возрастные особенности полового воспитания детей дошкольного возраста
Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности подростков и медицинские проблемы полового воспитания
Медицинские аспекты вредных привычек
Психофизиологические механизмы формирования алкогольной зависимости
Особенности формирования наркоманической зависимости
Влияние никотина на нервную систему человека и формирование болезненного пристрастия к табаку
Понятие о стрессе и методах его профилактики. Школьные нервозы
Механизм развития общего адаптационного синдрома
Общая характеристика неврозов. Причины и риск развития невротических состояний
Основные причины появления неврастении
Специфические причины и факторы риска развития детских неврозов
All Pages

 

Медицинские аспекты вредных привычек

 

С давних времен человечество знало и использовало в определенных случаях некоторые вещества, позволяющие при их употреблении ощущать себя в каком-то другом мире, испытывать совершенно другие ощущения, входить в состояние транса, позволяющего общаться с духами предков. Современная наука квалифицирует эти вещества как психоактивные или психотропные, а состояние, которое они вызывают у человека получило название наркотическое опьянение. Главной особенностью психоактивных веществ является их специфическое воздействие на центральную нервную систему, более того непосредственно на головной мозг и при этом действительно человек погружается в некое состояние эйфории, которое воспринимается как очень привлекательное, которое очень хочется снова повторить. В результате сначала формируется психологическая зависимость от употребляемого психотропного вещества. а затем и физическая.

К психоактивных (психотропным) веществам относятся самые различные по своему происхождению вещества – это могут быть продукты растительного происхождения, продукты жизнедеятельности некоторых видов грибов, в настоящее время появились психотропные вещества синтетического и полусинтетического производства. Основные группы психоактивных веществ представлены следующим образом:

- алкоголь ;

- наркотики;

- никотин;

- токсикоманические вещества:

а) некоторые виды лекарственных препаратов, не являющихся наркотиками;

б) некоторые продукты питания, например, чай и кофе;

в) препараты бытовой химии, особенно летучие ароматические вещества.

Систематическое употребление и злоупотребление названных выше веществ в связи с тем, что наносит ущерб здоровью, а иногда и представляет угрозу жизни человека, рассматривается как вредная привычка. Изучение влияния вредных привычек на здоровье человека в целом определяет большой спектр медицинских вопросов и проблем. Но, кроме того, вредные привычки у индивидуумов к конечном итоге снижают уровень здоровья популяции, являются причиной неблагополучия общества. В этом заключаются социальные аспекты вредных привычек для той или иной популяции или страны в целом. Поэтому изучение сущности и распространения вредных привычек среди населения не ограничивается только узким кругом медико-биологических проблем. Очень актуальна эта тема для психолого-педагогического блока, важен анализ ситуации с социально-экономических позиций. Таким образом, проблема изучения сущности вредных привычек являясь многосложным вопросом, требует комплексного подхода при ее изучении, а также при решении определенных целей и задач. В соответствии с конкретными условиями и возможностями в обществе.

Факторы, способствующие появлению и развитию болезненных зависимостей при употреблении психоактивными веществами.

Сложность и разнообразие жизнедеятельности современного человека, высокая степень психо-эмоционального напряжения, высокий темп жизни, обилие быстро поступающей и меняющейся информации, требует от человека практически всегда находиться в состоянии постоянно повышенного жизненного тонуса с одной стороны. А с другой стороны, достижения цивилизации, увеличившие возможности человека, позволяют особенно себя не утруждать и вообще могут погрузить в совершенно необычный виртуальны мир наркотических иллюзий. Каковы корни и причины, которые приводят человека к черте, за которой начинается болезненная зависимость?

Можно попробовать разделить все факторы на несколько групп.

Первая группа объединяет биологические факторы риска развития болезненных пристрастий и непосредственно зависимости. К ним относятся в первую очередь специфическое действие психотропного вещества на головной мозг, вызывающее состояние эйфории – мнимого удовольствии, которое непременно хочется повторить. Во-вторых, следует учитывать некоторые анатомо-физиологические особенности полов. Так к наркотических веществам у женщин более быстро развивается привыкание, чем у мужчин, что определяется нейро-гуморальными различиями. Также возрастные особенности играют определенную роль в развитии привыкания. Многие ткани детского организма по сравнению со взрослым более богаты жидкостью, что способствует хорошему усвоению и накоплению психоактивного вещества и поэтому более длительному воздействию на организм ребенка. Также нельзя не учитывать и тот факт, что в организме ребенка еще не в достаточной мере функционируют защитные механизмы, как у взрослого. Так, например, лишь с 12-13 лет у подростка начинают в полной мере вырабатываться ферменты. Расщепляющие алкоголь и ацетальдегид, образующийся при распаде алкоголя в организме человека. Также молодой растущий организм отличает более интенсивные темпы роста, т.е. увеличивается клеточная и тканевая масса, а также интенсивный обмен веществ. В результате этого психоактивные веществе быстрее усваиваются в организме, тем самым определяя более короткие сроки формирования болезненной зависимости от психотропного вещества.

Вторая группа факторов объединяется по психологическому признаку. Так, например, замечено, что лица с неустойчивой или слабой нервной системой более склонны к употреблению психоактивных веществ. Здесь же можно отметить, что определенную роль играет тип темперамента и характера человека. Важным аспектом являются и возрастные психологические особенности человека. Так подростка отличает нестабильность настроений. эмоций, что может быть основой для развития привычки, нельзя забывать , что в связи с переходным возрастом молодой человека подвержен и более высокой степени внушаемости, стремлению «быть как все». Естественно, что наличие каких-либо патологий или отклонений психической сферы человека, также является фактором риска для возникновения привычки употреблять психоактивные вещества.

Третью группу факторов образуют так называемые социальные. Нельзя забывать, что человек является не только частью живой природы и функционирует как организм, но и является продуктом общества. Поэтому влияние социальной среды имеет очень разнообразное, а в связи с этим и огромное значение. В первую очередь следует отметить роль ближайшего окружения человека – это его семья. Структура и состав семьи, стиль и образ жизни, культивируемы в данной конкретной семье определяет стереотип поведения. В семье ребенок постоянно имеет перед глазами примеры поведения. И если в семье приемлемыми являются вредные привычки, то, как говорится, они передаются ребенку с молоком матери, т.е. усваиваются с раннего возраста. Огромно влияние на ребенка или подростка со стороны образовательных учреждений, и если работа в школе носит лишь декларативный характер, то это наносит непоправимый ущерб. Информационный вакуум или его недостаток непременно заполняется так называемыми «уличными знатоками». Отсутствие, безсистемность воспитательной, профориентационной работы с детьми и подростками во многом определяет бесцельность времяпрепровождения, что толкает школьников к поискам применения своих возможностей, различного экспериментам, в том числе и с психотропными веществами. При этом все тот же недостаток знаний об опасности употребления и последствиях приводит подростка в разряд курильщиков, токсикоманов или алкоголиков. Немаловажным является и тот факт, что среди определенной категории граждан, в основном, с низким уровнем образования, распространены определенные заблуждения, а иногда и совершенно неправильные представления о действии того ил вещества на организм и последствия этого действия. Не последнюю роль играют и материально-экономические факторы, в частности экономическая нестабильность в обществе, резкое расслоение общества на очень бедных и очень богатых, изменение в силу некоторых причин социального статуса человека. Особое значение играет материальная прибыль от реализации некоторых товаров, содержащих психоактивные вещества, таких например, как табачные изделия и алкогольные напитки.

Очень важно отметить, что возникновение болезненного влечения, а на его основе вредной привычки, не происходить под влиянием какого-то одного фактора или по какой-то одной причине. Как правило, в основе этого процесса лежит сложное сплетение причин и факторов, хотя возможно выделение какого-либо приоритетного и наиболее весомого, его действие остальными подкрепляется и в результате происходит формирование и закрепление вредной привычки.

You are here: