Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



Симптомы психических расстройств - Патология интеллекта

Article Index
Симптомы психических расстройств
Патология восприятия
Галлюцинации
Виды галлюцинаций
Нарушения сенсорного синтеза
Расстройства мышления
Патология суждения
Сверхценные идеи
Бредовые идеи
Бред самоуничижения и самообвинения
Бредовые синдромы
Нарушение памяти и интеллекта
Патология интеллекта
Приобретенное слабоумие
Патология эмоций
Формы переживания чувств
Симптомы эмоциональных нарушений
Патология воли и влечений
Гипобулия
Нарушение влечений
Импульсивные влечения
Психомоторные расстройства
Нарушения сознания
Расстройства речи
All Pages

 

Патология интеллекта

Интеллект — это понятие, объединяющее в себе способ­ность человека к рациональному познанию, суждениям, умо­заключениям, анализу и синтезу, отделению главного от вто­ростепенного, накоплению знаний и практическому их приме­нению, умение адаптироваться в новой ситуации. Для количе­ственного анализа интеллекта обычно используют понятие IQ (коэффициент умственного развития). Он определяется по фор­муле: психический возраст делится на хронологический возраст и умножается на 100. Коэффициент взрослого психически здо­рового человека равняется 90 и выше условным единицам. IQ ниже 70 усл.ед. свидетельствует об определенной степени сла­боумия. Показатели коэффициента умственного развития от 70 до 90 свидетельствуют о так называемой пограничной умствен­ной отсталости (чаще как проявление педагогической запущен­ности).

В мировой психиатрии различают две основных формы патоло­гии интеллекта:

· врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта — олигофрения (малоумие);

· приобретенное слабоумие - деменция.

Врожденное слабоумие

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении идиотия (тяжелое умствен­ное недоразвитие), имбецильность (среднее умственное недоразви­тие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной недостаточности подразде­ляются на легкую, умеренную и тяжелую степень выраженности.

Страдающие идиотией не владеют речью (могут издавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду, они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способны отличить горячее от холодного, съе­добное от несъедобного, не узнают окружающих, даже мать. Дви­гательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных раскачиваниях туловища слева направо, взад — вперед. Эмоцио­нальные реакции их весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.

Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и ухо­де, так как многие из них не владеют навыками самообслужива­ния, они обычно помещаются в особые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силу особенностей психического недоразвития.

Имбецильность — средняя степень задержки психического раз­вития. При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета, умывания, одевания, уборке помещения. Бо­лее того, они могут овладеть простейшими трудовыми процесса­ми путем тренировки подражательных действий (например, кле­ить коробочки или собирать из соответствующих деталей искусст­венные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в пределах 10. Познавательная деятельность имбецилов огра­ничена лишь образованием представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно, отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не более 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно простых предложений (состоящих, как пра­вило, из двух несогласующихся между собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно опекаю­щих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их осо­бенность иногда используется различными мошенниками и про­ходимцами для совершения различных правонарушений. Собствен­ные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной вспомогательной школе для олигофренов.

Дебильность — самая легкая степень психического недоразви­тия. У дебилов ограничена способность к выработке сложных по­нятий и обобщений, поэтому у них преобладает конкретно-опи­сательный тип мышления. Абстрактное мышление им, как прави­ло, недоступно. Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться в массовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый мате­риал они осваивают путем механической зубрежки. В массовой шко­ле они многократно дублируют первые классы, имея многочис­ленные задолжности по арифметике, и в конце концов все-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрез­вычайно важна для страдающих дебильностью адекватная органи­зация труда и быта. При разумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более что у дебилов «умений боль­ше, чем знаний».



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.