Навязчивые состояния (обсессии)
Навязчивые состояния (обсессии) — это разнообразные мысли, влечения, страхи, сомнения, представления и действия, спонтанно возникающие и сохраняющиеся, несмотря на понимание больным их чуждости и критическое к ним отношение. Обсессии как бы навязываются человеку, избавиться от них усилием воли он не может.
Навязчивые явления условно разделяются на две группы.
1. Отвлеченные, или аффективно-нейтральные, навязчивости, т. е. протекающие без аффективных реакций. К ним относятся навязчивый счет, бесплодное мудрствование, навязчивые действия. Навязчивый счет — непреодолимое стремление считать встречные машины определенного цвета, прохожих, светящиеся окна, собственные шаги и т.д.
Навязчивые мысли (бесплодное мудрствование) — человек постоянно вынужден думать о том, что было бы, если бы Земля по форме оказалась кубом, где в таком случае находился бы юг или север. Или, например, как бы передвигался человек, если бы у него было не две, а четыре ноги.
Навязчивые действия — непроизвольное, автоматическое выполнение каких-либо действий. Например, во время чтения человек механически накручивает на палец прядь волос, или покусывает карандаш, или автоматически поедает одну за другой лежащие на столе конфеты.
Отвлеченные навязчивости, особенно навязчивые действия, часто встречаются не только у больных, но и у психически совершенно здоровых людей.
Навязчивые воспоминания — постоянное непризвольное вспоминание какого-то неприятного, компрометирующего факта из жизни больного, произошедшего несколько месяцев или лет назад. Эта актуализация неприятного эпизода всегда сопровождается отрицательно окрашенными эмоциями.
2. Образные, или чувственные, навязчивости, протекающие с выраженным аффектом. Это контрастные представления (навязчивые сомнения, навязчивые страхи — фобии и т.д.).
Контрастные навязчивости включают в себя хульные мысли, чувство антипатии и навязчивые влечения.
Хульные мысли — это навязчивое возникновение циничных, оскорбительных представлений в отношении определенных людей, религиозных и политических деятелей и других лиц, к которым больной в действительности относится с большим уважением. Например, во время церковной службы у глубоко религиозного человека возникает непреодолимое желание выкрикнуть оскорбление в адрес Бога или ангелов. Или во время встречи студентов 1-го курса с ректором института у одного студента возникает непреодолимое желание крикнуть, что ректор — дурак. Это желание было столь интенсивным, что студент, зажав себе рот, пулей выскочил из актового зала. Хульные мысли всегда сопровождаются выраженным аффектом, они чрезвычайно тягостны для больных. Следует подчеркнуть, однако, что хульные мысли, как и все контрастные навязчивости, никогда не реализуются.
Навязчивое чувство антипатии заключается в том, что у больного помимо его желания возникает мучительно-непреодолимое чувство острой неприязни и ненависти к наиболее близким и любимым людям, например к матери или собственному ребенку. Эти навязчивости протекают с особенно выраженным аффектом страха.
Навязчивые влечения выражаются в появлении у пациента непреодолимого желания ударить уважаемого им человека, выколоть глаза своему начальнику, плюнуть в лицо первому встречному, помочиться на виду у всех.
Больной всегда понимает нелепость и болезненность этих влечений и активно борется с их реализацией. Эти навязчивости протекают с выраженным страхом и тревожными опасениями.
Навязчивые сомнения проявляются в том, что пациент переживает крайне неприятное, тягостное чувство сомнения в законченности того или иного действия. Так, врач, выписавший больному рецепт, длительное время не может избавиться от постоянно гложущего его сомнения в том, правильно ли он в рецепте указал дозу, не будет ли эта доза смертельной и т.д. Люди с навязчивыми сомнениями, уходя из дома, неоднократно возвращаются, чтобы проверить, выключен ли газ или свет, хорошо ли закрыт кран в ванной комнате, плотно ли закрыта дверь и т.д. Несмотря на многочисленные проверки, напряженность сомнений не снижается.
Овладевающие представления заключаются в принятии неправдоподобного за действительность вопреки сознанию. На высоте развития овладевающих представлений критическое отношение к ним и осознание их болезненности исчезают, что сближает эти расстройства со сверхценными идеями или бредом.
Навязчивые страхи (фобии) — это мучительное и чрезвычайно интенсивное переживание страха тех или иных обстоятельств или явлений при критическом отношении и попытках бороться с этим чувством. Фобий довольно много.
Фобии всегда сопровождаются выраженными вегетативными реакциями, вплоть до возникновения панических состояний. Тогда же, на высоте страха, может на некоторое время исчезать критическое отношение к фобиям, что усложняет дифференциальную диагностику навязчивостей от бредовых идей.
Ритуалы — навязчивые действия, которые больной осознанно вырабатывает как необходимую защиту (своеобразное заклинание) от доминантной обсессии. Это действия, имеющие значение заклинания, которые производятся, несмотря на критическое отношение к навязчивостям, с целью защиты от того или иного мнимого несчастья.
При агорафобии больной перед выходом из дома совершает какое-то одно действие — в определенном порядке переставляет книги на столе, пли несколько раз поворачивается вокруг оси, или совершает несколько прыжков. При чтении регулярно пропускает 10-ю страницу, ибо это возраст его ребенка, пропуск же соответствующей страницы «предохраняет» ребенка от болезней и смерти.
Ритуалы могут выражаться в воспроизведении больным вслух, шепотом или даже мысленно какой-либо мелодии, известной поговорки или стихотворения и т.д. Характерно, что после совершения подобного обязательного обряда (ритуала) у больного наступает относительное спокойствие и он может на время преодолеть доминантную навязчивость. Другими словами, ритуал — это второстепенная навязчивость, сознательно вырабатываемая больным как метод борьбы с основными обсессиями. Поскольку ритуалы являются по своему содержанию навязчивым действием, больной обычно не в состоянии преодолеть потребность в его совершении. Иногда ритуалы приобретают характер сделанности (явления психического автоматизма) или кататонических стереотипии.
Навязчивые состояния нельзя отнести только к патологии мышления, так как при них, особенно при образных обсессиях, значительно выражены и эмоциональные расстройства в виде страха и тревожных опасений.
Навязчивые состояния отличаются от сверхценных и бредовых идей тем, что больной с критикой относится к своим навязчивостям, расценивая их как нечто чуждое его личности. Кроме того, и это чрезвычайно важно, больной всегда пытается бороться со своими обсессиями.
Навязчивые состояния особенно часто встречаются при неврозоподобной (псевдоневротической) шизофрении.
Навязчивые идеи иногда могут перерастать в бредовые представления или, по крайней мере, быть источником последних (В. П. Осипов).