правила организации экспериментов
Сложились определенные правила организации экспериментов.
К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых — поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, пред-экспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей, составление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.
Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др. Этот метод служит для решения следующих задач исследования:
• установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (или их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии студентов;
• выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
• определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;
• сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора для них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т.д.);
• доказательство рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
• обнаружение причинных связей.
Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами.
В отличие от изучения педагогического явления в естественных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет:
• искусственно отделять изучаемое явление от других;
• целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых;
• повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.