ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пояснительная записка к проекту Программы
I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в России".
В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.
Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников зравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Проводимая в стране под руководством Минздрава России реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышения качества профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.
В то же время отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной, потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося
сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами, и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.
В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела. Программа должна основываться на реальных условиях и возможностях государственного и муниципального здравоохранения. Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Программу, должны послужить ориентиром для программных и иных управленческих действий на региональном и местном уровнях.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:
Сестринское дело - это составная часть организационной технологии системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.
Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.
Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.
Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское образование по специальностм "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" (квалификация фельдшер) и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для обесценения последовательности в выполнении, основных направлений Программы работа по ее реализации будет выполняться поэтапно в 1998 - 2005 годы.
Первый этап - 1998 - 2000 гг. включает подготовку первоочередных, неотложных мероприятий (создание нормативно-правовой, материально-технической и организационной базы) по реализацию Программы.
Второй этап - 2001 - 2005 гг. включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринских служб в системе здравоохранения Российской Федерации.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих существующему законодательству.
Финансовое обеспечение решения вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, осуществляется в основном за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Медико-социальная и экономическая эффективность Программы будет оцениваться, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринских служб/сестринского персонала учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения, а также их структурных подразделений, в ходе реализации основных направлений, положений и мероприятий Программы.