Здоровье человека

Лечение, диагностика и профилактика

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Основы сестринского дела часть 2 - СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

E-mail Print PDF
Смотрите так же...
Основы сестринского дела часть 2
ПЕРВЫЙ ЭТАП - СБОР ИНФОРМАЦИИ
ВТОРОЙ ЭТАП - ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ
ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА
ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ Потребность ДЫШАТЬ:
ПОТРЕБНОСТЬ ЕСТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ ПИТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ ВЫДЕЛЯТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ СПАТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУ­РУ ТЕЛА
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЧИСТЫМ
ПОТРЕБНОСТЬ ДВИГАТЬСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
ПОТРЕБНОСТЬ ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
ПОТРЕБНОСТЬ ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И УЧИТЬСЯ
СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ ДЫШАТЬ
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ ВЫДЕЛЯТЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ ДВИГАТЬСЯ
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕ­НИЯ
All Pages

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

"ПЕДАГОГИКА - ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО ЗНАНИЙ"

Е. С.Маковецкая

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обу­чения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:

- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

- ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умст­венной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необыч­ной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоцио­нально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской дея­тельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятедьность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и спе­циальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

- словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

- наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, раз­личные виды шприцев, ингаляторы и так далее)

- практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, сме­на повязок, введение инсулина и так далее)

Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими бло­ками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.

ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1) Восприятие (наблюдение).

2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе­ние опорных сигналов).

3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще­ние, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об­становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти­мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делят на три группы:

1) социальные (пациент и.общество)

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна­вательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные. Например:

- жизнь

- здоровье

- общество

- дети

- работа

- карьера и так далее.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ­НАЯ. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кро­потливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес­ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2) Разнообразием формы обучения:

- лекция

- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

- проблемный метод

- беседа и так далее.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

You are here: