Здоровье человека

Лечение, диагностика и профилактика

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Гигиена полости рта, профилактика заболеваний слизистой - ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

E-mail Print PDF

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Планирование и внедрение программ по стоматологии — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.

Планирование программ профилактики стоматоло­гических заболеваний среди населения складывается из сле­дующих этапов:

¨ определение основных проблем;

¨ формулирование целей и задач;

¨ выбор методов и средств профилактики;

¨ обучение персонала;

¨ внедрение программы;

¨ оценка эффективности программы.

Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставлен­ных целей и имеющихся ресурсов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ

Перед тем, как выбрать определенную программу профи­лактики, необходимо определить стоматологическую заболе­ваемость, которая имеется в данном регионе.

При планировании необходимо учитывать:

— динамику демографических процессов в регионе;

— состояние окружающей среды;

— наличие персонала и материальных ресурсов;

— стоматологический статус населения.

Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.

Центральное место в определении стоматологических проблем в регионе занимает изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого проводят эпи­демиологическое стоматологическое обследование населе­ния разных возрастных групп и на основании полученных данных

Эпидемиологическое обследование включает три последовательных этапа: подготовительный период, соб­ственно обследование и анализ его результатов.

Подготовительный этап включает в себя подготовку пер­сонала, который проводит стоматологическое обследование. Для того, чтобы все специалисты, освоившие методы обсле­дования, максимально одинаково оценивали стоматологичес­кий статус пациентов, необходимо проводить специальные калибровочные исследования, заключающиеся в следующем:

а) Калибровка между специалистами. Все специалисты осматривают группу пациентов (25—30 человек) и сопоставляют результаты, полученные разными исследователями. Считается, что результаты должны совпа­дать не менее чем в 85% случаев.

б) Калибровка специалиста «внутри себя». В течение рабочего дня необходима калибровка самого исследователя, поскольку к концу работы развивается утом­ление и процент ошибок увеличивается. Для снижения ко­личества подобных ошибок каждый исследователь должен повторно осматривать каждого десятого пациента, при этом не зная, осматривает ли он его в первый или во второй раз. Воспроизводимость результатов при этом виде калибровки также должна быть не менее 85%.

Обследование осуществляют с использованием стан­дартного набора инструментов в стоматологическом крес­ле. Для определения состояния тканей пародонта исполь­зуют специальный пуговчатый зонд.

Обследование проводят в нескольких районах города или региона, которые отличаются климато-географическими особенностями, состоянием экологии, наличием или отсут­ствием промышленных предприятий, содержанием фтори-да в питьевой воде и т. д. При этом должны быть раздель­ные данные о городском и сельском населении.

По методике ВОЗ осматривают следующие ключевые возрас­тные группы: 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, 35-44 года, 65 лет и старше.

Осмотр 5—6-летних детей позволяет сделать заключение о состоянии и нуждаемости в лечении временных зубов;

12 - летних — о состоянии и нуждаемости в лечении посто-янньтх зубов; 15 - летних — о нуждаемости в лечении болез­ней пародонта; 35—44 летних — о потребности в комплекс­ной стоматологической помощи; 65 лет и старше — о воз­можной помощи людям этого возраста.

В районах с различными климато-географическими ус­ловиями и уровнем фтора в питьевой воде, наличием или отсутствием загрязнений внешней среды необходимо осмот­реть по 50 человек сельского и городского населения одной возрастной группы. Таким образом, осматривают 500 чело­век, а в регионе, состоящем из 5-10 районов, отличающих­ся друг от друга по условиям проживания, питания, факто­рам риска возникновения тех или иных стоматологических заболеваний, соответственно 2500 - 5000 человек.

После осуществления обследования все результаты сво­дят в таблицы, и полученные данные позволяют судить о наличии стоматологических заболеваний и потребности в терапевтическом, хирургическом, ортопедическом и ортодонтическом лечении и профилактике.

Эпидемиологическое обследование рекомендуется про­водить 1 раз в 5 лет. Все материалы, полученные в разных странах, представляются в банк данных ВОЗ. Сейчас во всем мире, в том числе и нашей стране, идет процесс накопле­ния информации о состоянии здоровья населения (в том числе, и стоматологического) и мониторинг за тенденция­ми его динамики.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Цели программы должны быть реальными и учитывать сте­пень обеспеченности стоматологической службы материаль­ными ресурсами. Они должны быть не изолированными, а сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины.

В результате анализа ситуации после проведения эпидемиологичес-кого обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профи­лактики стоматологических заболеваний.

При формулировании целей необходимо ответить на сле­дующие вопросы:

- возникновение каких стоматологических заболеваний можно реально предотвратить?

- в каких группах населения эффективнее внедрять про­граммы профилактики?

- как быстрее достичь поставленных целей?

- какие ресурсы (персонал, оборудование, финансы) не­обходимы для выполнения программы?

Цели программы профилактики должны быть измери­мыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, вклю­чая и экономию материальных затрат. Они должны учиты­вать глобальные цели ВОЗ, которые поставлены перед сто­матологами мира для достижения к 2000 году:

1. 50% детей 5—6 лет должны иметь интактные зубы;

2. Индекс КПУ 12-летних детей не должен превышать 3, 0, при этом компонент «П» (пломба) в структуре индекса КПУ следует повысить до 85%;

3. У 85% населения в возрасте 18 лет не должно быть удаленных зубов;

4. Количество беззубых людей в возрасте 35—44 года дол­жно снизиться на 50% от настоящего уровня;

5. Количество беззубых людей в возрасте 65 лет и старше должно уменьшиться на 25 % от настоящего уровня;

6. У 75% 15-летних подростков необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта;

7. У 65% лиц 35—44 лет необходимо сохранить 3 здоро­вых секстанта пародонта.

На государственном уровне должны быть определены национальные цели для стоматологии, на основании кото­рых, принимая во внимание материальные ресурсы и пер­сонал, могут быть составлены региональные цели.

Примером специфических целей могут служить следующие:

- уменьшение интенсивности и распространенности ка­риеса зубов: снижение индексов КПУз и КПУп, увеличе­ние количества лиц, не имеющих кариеса.

- снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстан­тов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN).

С этими пелями тесно связаны и мероприятия по улуч­шению гигиены полости рта: снижение величины индек­сов, характеризующих зубной налет; увеличение количест­ва лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.

Профилактика заболеваний слизистой и злокачественных заболеваний полости рта:

- снижение количества лиц с указанными патоло­гическими состояниями; уменьшение распространенности вредных привычек или состояний, предрасполагающих к данным заболеваниям.

You are here: