Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



Курортология – глина, как лечебное средство, фитотерапия - Развитие медицины

Article Index
Курортология – глина, как лечебное средство, фитотерапия
Целебные свойства и химический состав глины
Макроэлементы
Микроэлементы
Наружное применение глины
Песочные ванны
Фитотерапия
Развитие медицины
Лекарственные формы
О самолечении
Лекарства и старость
All Pages

Развитие медицины

 

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудия труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что не было на земле такого племени, которое не знало лекарственных растений.

Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству, но нередко в такую семейную школу попадали способные молодые люди и со стороны. Параллельно развивалась храмовая медицина. Лечение проводилось в священных храмах, где после специальной подготовки больного (соблюдение поста, длительных молитв) оракулы толковали их сновидения, которые являлись якобы «откровениями богов» о том, как лечить больного. Для обучения искусству медицины при храмах открывались школы. Есть сведения о существовании таких школ в городах Вавилонии, Египта, Индии.

Флора Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, отличавшаяся исключительным богатством, многие тысячелетия служила неисчерпаемым источником лекарств для лечения самых разных заболеваний.

Китайская медицина насчитывает несколько тысяч лет. Основоположником ее считается император Шень-нун, живший более 5000 лет назад, автор древнейшей медицинской книги, названной Бень-цао (т.е.травник), так как в нем описаны в основном растительные средства. Уже в то время китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил.

В Индии большую известность получила «Аюрведа», или «Книга жизни», ‑ оригинальное медицинское сочинение, относящееся к І в. до н.э. Книга содержит восемь глав. Наибольший интерес для медицины представляет седьмая глава – «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болезненного организма и возбуждающие». Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время (чилибуха, раувольфия, многие пряности). В ІІІ веке н.э. в Индии начали возделывать лекарственные растения.

В тесном взаимодействии развивалась медицина народов Междуречья и Древнего Египта. Многочисленные изображения растений и записи о них найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности – египетских папирусах. Самым большим является древнеегипетский папирус, относящийся к 1570 г. до н.э., названный по имени исследователя Георга Эберса, открывшего в 1872 г. этот папирус и изучившего его. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете, представляет собой медицинский трактат, содержащий выдержки из 40 написанных ранее медицинских сочинений. Трактат назван «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, клещевины, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель). Отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, - фармация, фармакопея, фармакогнозия.

Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах широко представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего – Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250г. до н.э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками, обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла). Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. Во время обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, он не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим Асклепий прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ, среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия: Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения, умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.

Потомками Асклепия считали себя многие врачи Древней Греции, в том числе Гиппократ (460-377г. до н.э.). Родина этого выдающегося врача и мыслителя – остров Кос, знаменитый своей медицинской школой. Отец его был врач по имени Гераклит, мать – повитуха Фенарета. Род Гиппократа в течение 18 поколений занимался медициной, передавая свое искусство от отца к сыну. Гиппократ был широко образованным человеком, много путешествовал, изучая жизнь, быт и нравы народов Причерноморья и Средиземноморья. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них – белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята, чилибуха и др. Он считал, что лекарственные растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию всех составных частей, поэтому растения следует употреблять в том виде, в котором их создала природа. т.е. в натуральном или в виде соков. «Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы», - писал этот знаменитый врач древности.

Отправляясь к больному – знаменитому философу Демокриту, Гиппократ послал письмо своему собирателю трав Крашевасу. В письме содержалась просьба прислать травы и растительные соки, которые могут пригодиться в лечении: «… все соки, выжатые или вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы, корни – в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавших в обморочное состояние». При раскопках античных аптек обнаружено, что именно таким способом хранили лекарственные средства.

Отцом европейской фармакогнозии считается греческий врач Диоскорид, живший в І в. н.э. Им составлено описание всех лекарственных растений, употреблявшихся в античном мире, а его сочинение «Materia medika», снабженное многочисленными рисунками и еще в его время, переведенное на латинский язык, в течение столетий являлось настольной книгой врачей и фармацевтов.

Наибольшую славу среди римских медиков заслужил Клавдий Гален, грек по происхождению, родом из Малой Азии. Он родился в 130 г. н.э. в семье архитектора. Отец хотел, чтобы сын стал философом, дал ему блестящее образование. Однако Клавдия больше привлекали вопросы естествознания, особенно медицины, изучением которой он начал заниматься с 17 лет. Чтобы усовершенствовать свои медицинские знания, Гален предпринял путешествие по разным городам и странам, после чего стал практикующим врачом среди гладиаторов. В 164г. он переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом. В противоположность Гиппократу Гален придерживался мнения о том, что у лекарственных растений есть два начала. Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое – бесполезное или даже вредное. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого лекарственное растение следует настоять или прокипятить с водой, вином, уксусом или другой подходящей жидкостью. Извлечения из лекарственных растений быстро завоевали популярность во всех странах Европы и были названы «галеновыми препаратами». Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Им описано изготовление порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов и других лекарственных форм. В большом количестве приготовлялись косметические средства. Перу Галена принадлежит около 400 сочинений, половина из них – по медицине. В книгах Галена собран богатый материал в виде стандартных прописей и советов для использования практическим врачом. В течение веков сочинения Галена служили авторитетнейшими пособиями для европейской медицины, были переведены на латинский, арабский, сирийский, персидский языки.

Большая заслуга в истории медицины принадлежит арабским ученым. Они первыми ввели правила для изготовления лекарств, издали первые фармакопеи («карабадини») – предшественники европейских фармакопей, создали учения о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754г. в Багдаде была открыта первая аптека. Выдающимся представителем арабской медицины был Абу Али Ибн Сина, таджик по происхождению, известный в Европе под именем Авиценны. Родился он в селении Аршана вблизи Бухары в 980г. В Бухаре получил образование. Известно более 40 его трудов по астрономии и естествознанию, 185 – по философии, 3 – по музыковедению, множество стихов, 40 трудов по медицине. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей, оказало большое влияние на развитие европейской медицины. В своих книгах Ибн-Сина описал около 800 лекарственных средств и способов их применения. Два тома огромного шеститомного сочинения полностью посвящены фармации, в них дано описание более 900 видов лекарственных растений. Среди трех основных орудий врача, признаваемых Авиценной, - слова, травы и ножа – лечение растительными средствами считалось предпочтительнее. С изобретением книгопечатания до 1800г. в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки», основного руководства для преподавания в университетах до ХVІІІ в.

В ХІ-ХІІ вв. центрами средневековой медицины в Европе были университеты в Салерно, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде и др.

В 1456г. в Майнце был издан «Ежемесячный календарь кровопусканий и слабительных». Он предназначался для врачей, но стал очень популярен среди населения. Около 1480г. появилось первое издание «Салернского кодекса здоровья» Арнольда из Виллановы. П.Шеффер выпустил первые «Гербарии» (книги по лекарственной ботанике), а также «Сад здоровья» на немецком и латинском языках. В период позднего средневековья на развитие науки о лекарственных растениях оказало влияние учение знаменитого врача Теофраста фон Гогенгейма – Парацельса (1493-1541). Парацельс родился в семье врача в г.Эйзнидельне (Швейцария), получил образование в Северной Италии. Под влиянием просветительского движения своего времени он решительно порывает со старыми традициями, средневековыми авторитетами. Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание, по его мнению, наступает при отсутствии необходимых веществ, поэтому сущность лечения состоит во введении в организм недостающих химических веществ. Если природа, говорил он, произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни, которое надо только разыскать. Поэтому он выступил против применения иноземных растений. Парацельс считал, что действует не все растение, а лишь заключенное в нем особое вещество. Цель врача – получение этого вещества в возможно более чистом виде. Он усовершенствовал методы извлечения из растений действующих веществ, но в чистом виде получить их Парацельсу и его ученикам не удалось. В выборе лекарственных растений Парацельс придерживался возникшего еще в древности учения о сигнатурах. Согласно этому учению, признаки внешнего вида растения (цвет, форма, запах, вкус, колючки) указывают на заболевание, при котором его следует применять. Так, если какой-либо орган растения имел форму округлую или завитка (полынь, кровохлебка), то они считались средством от головной боли; растения с узкими нитевидными листьями (спаржа и укроп) – средством, укрепляющим волосы; цветки розы, маргаритки, напоминающие по форме глаз, ‑ средством от глазных заболеваний; крапиву же употребляли как прекрасное снадобье от колотий. Учение Парацельса о действующих «началах» растений в дальнейшем послужило стимулом к изучению химического состава растений, где выдающаяся заслуга принадлежит фармацевтам.

На Руси целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению сверхъестественный характер. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. С введением христианства характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вносит новые элементы – молитву и пост. Медициной начинают заниматься духовные лица.

Древнейшим памятником русской медицинской литературы является статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославовича. В этой своеобразной энциклопедии кроме других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов.

В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, - Демьян Целебник и Агапит – «врач безмездный», лечивший в Киеве в ХІІ в. Агапит излечил киевского князя Владимира, он отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В ХІ в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в ХІІ в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе – выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении. Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелиймон (ІІІ в.н.э.) родился в г.Никодимии ( на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекает на родине в Никодимии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему как святому приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении – это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями. Поэтический образ народного целителя создан в прошлом веке поэтом А.К.Толстым. Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053-1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе ‑ «Мази»), написанному около 1130г. внучкой Владимира Мономаха – Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что получила в народе имя Добродеи.

Медицинские произведения ХІІ-ХV вв. до нас не дошли, хотя, по-видимому, они были. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Гиппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека». К ХV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий». В ХVІ- ХVІІІ вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Одна часть их русского происхождения, а другая часть – переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства. Кроме переводных лечебников известно большое количество русских народных травников. В них различным травам нередко приписывается чудодейственная сила. Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания. В ХVІв. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для высушивания лекарственных трав. Организуется заготовка дикорастущих трав не только в центре России, но и в Сибири. Сформировалась особая система сбора и заготовки лечебных трав. Учрежденный в середине ХVІІв. Аптекарский приказ подбирал травников – «помяс», инструктировал их, что и где собирать, как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский, который в 1663г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а в Нижний Новгород он ездил на сбор трав и кореньев. Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Отдельные заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области или даже за границу. Согласно указу от 13 июня 1663г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда «хины и дерева сасафрасу и коры святого дерева». Ф.Я.Милославскому дано поручение купить 20 пудов хинной коры в Персии. Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешне и осенне», из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны – чемерицу, из Казани – почечуйную траву. «Кошкину траву» - валериану – копали в Рязани, везли травы и из Сибири. В ХІХ в. в связи с развитием капитализма в России заготовка лекарственного сырья переходит в частные руки, главным образом владельцев крупных аптекарских фирм. В Полтавской губернии заготовку вела фирма провизора Ф.Деля, в Смоленской, Калужской,. Московской, Владимирской губерниях – фирмы московского аптекаря Феррейна и др. В Воронежской области культивировались эфирно-масличные виды – анис, тмин, мята. Отечественная фармацевтическая промышленность была неразвита, поэтому основная масса сырья вывозилась за границу. В части обеспечения лекарственными препаратами Россия была поставлена в полную зависимость от Западной Европы. С началом первой мировой войны и прекращением ввоза лекарств не только население, но и армия оказались перед угрозой «лекарственного голода». Были предприняты срочные меры для исправления создавшегося положения.

Считаем необходимым особо остановиться на роли, которую сыграли лекарственные растения во время Великой Отечественной войны. В 1941г., а особенно к середине 1942г., огромная территория европейской части страны, на которой традиционно велись заготовки лекарственного сырья, была оккупирована врагом. Возникла необходимость срочно организовать заготовку на Урале, в восточных районах страны, в Средней Азии и Закавказье, тем более что фронт и население тыла остро нуждались в перевязочных средствах и антисептиках, витаминных и тонизирующих препаратах.

Для всего населения сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения. В результате номенклатура заготовленного сырья возросла с 25 наименований в 1941г, до 105 видов в 1945г.

В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока. Для этих же целей были предложены препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. Здесь решить проблему помог сфагнум – торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. Использовался также обезжиренный тополевый пух, заготовка которого была организована населением.

В 1941г в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки, володушки. Впервые было организовано производство синтетической камфары, витаминных препаратов из хвои сосны, околоплодников незрелых грецких орехов.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все большее пристальное внимание ученых. Из 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растением нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.