two girls one cup
 

Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



История медицины - Развитие медицины и фармации в России (IX- XIX вв.)

E-mail Print PDF
Article Index
История медицины
Магическое мышление
Развитие практической фармации в цивилизациях Древнего мира
Медицинские папирусы
Врачевание в древней Месопотамии
Медицина Древнего Китая
Акупунктура
Медицина Древней Индии
Медицинские трактаты Древней Индии
Практическая фармация в цивилизациях Античного мира
Гиппократ
Сборники медицинских сочинений
Медицина в Древнем Риме
Разведение лекарственных растений
Практическая фармация в цивилизациях Средневековья (V-ХVII вв.)
Ятрохимическое и ятрофизическое направление в медицине
Медицина в христианской культуре
Медицина эпохи Возрождения
Учения о заразных болезнях
Развитие медицины и фармации в России (IX- XIX вв.)
Эпидемии на Руси
Становление научной фармации в России
Выдающиеся деятели отечественной фармации XVIII – XIX вв.
Открытия синтезированных лечебных препаратов в XIX веке
Развитие фармации в России во второй половине XIX века – начале XX вв.
Фармация в годы Великой Отечественной войны
Развитие фармации в XX веке
История технологии лекарственных форм
Изготовление лекарственных препаратов в средние века
Изготовление лекарственных препаратов в Новое время
Связь традиций и практики в медицинской науке
All Pages

Развитие медицины и фармации в России (IX- XIX вв.)

Врачевание в Древней Руси.

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.

Это интересно. Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа — Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора — злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

Это интересно. Среди резалников были костоправы, зубоволота. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили    через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен.

Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. Сведения по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.), который переписывался на Руси до XVIII в.

Сочинение одного из крупнейших византийских мыслителей Иоанна Дамаскина (VIII в.) «Источник знания», известное в русских списках XII в., упоминает о том, что человеческое тело, как и все тела в природе, состоит из четырех стихий. В организме им соответствуют четыре жидкости: земле — «черная кручина» (черная желчь), воде — «глен» (флегма), воздуху — кровь, огню — «желтая кручина» (желчь). Выдержки из медицинских представлений Гиппократа и Галена содержатся в сочинении «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», которое приписывалось Аристотелю.

Хотя переводные византийские сборники XI— XIII вв. под названием «Измарагд» («Изумруд»), «Златая цепь» содержали немало описаний «площадных» (публичных) вскрытий, анатомические представления в XV и XVI столетиях развивались на Руси весьма медленно.

В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные травники и лечебники, в которых был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое истребляет мокрость вредительную студеную».

Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение.



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.