группа крови диета
 

Медицина и здоровье

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size



Пропедевтика детских болезней: общая педиатрия, система дыхания и органы чувств - Особенности нервной системы у детей

Article Index
Пропедевтика детских болезней: общая педиатрия, система дыхания и органы чувств
Периоды детства и их характеристика
Особенности сбора анамнеза у детей
Общий осмотр ребенка
Клинические критерии оценки тяжести состояния больного
Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих
Физическое и психомоторное развитие ребенка
Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
Центильный метод оценки физического развития
Особенности нервной системы у детей
Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
Семиотика поражений центральной нервной системы
Органы чувств
Методы исследования и семиотика нарушений
Физиологические особенности кожи ребенка. Семиотика поражений
Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и семиотика поражений
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования
Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
Лабораторные и инструментально-графические методы исследования
Семиотика и синдромы поражения системы дыхания
Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности
All Pages

Особенности нервной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.



 

Народные методы и средства

История и основы медицины

 

ВНИМАНИЕ !!!

Перед употреблением любых упомянутых на сайте лекарственных средств или применением конкретных методик лечения - необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.