МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.
М.Я.МУДРОВ
МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существуют ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:
- внутриличностные (в границах одного человека)
- межличностные (между двумя и более людьми)
- общественные (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствиии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми.
В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:
1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.
Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандатов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?
Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юнны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, -Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!"
2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)
Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.
К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
* а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.
Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность?
Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ах-медхановича Шамова:
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера ?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40 см - 2 м,
- социальное - 2 - 4 м,
- открытое - более 4 м
Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.
Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• паузы
• интонация
• возгласы и восклицания
• тон, звучность, тембр голоса
• дикция
• скорость речи